п.2 Какая бывает информация


ЦЕЛЬ

Понять, что информация бывает разных видов.


Научиться определять и называть вид информации по способу восприятия её человека сравнивать виды информации между собой с помощью таблицы.


 ПОНЯТЬ

Информация бывает разная. Рассмотрим это на примерах.

Мы живем в мире звуков. Есть ли в городе выйти утром на улицу, закрыть глаза и прислушаться, то можно многое услышать:  ветер шелестит листьями деревьев,  чирикает воробей,  слышен шум проезжающих автомобилей и шаги людей. Такую информацию мы получаем с помощью ушей.

Уши - это орган слуха.


То, что мы слышим ушами, - это слуховая (звуковая) информация.



Рассмотрим пример. У бабушки в деревне Катя увидела удивительную птицу - петуха.  Его хвост переливался всеми цветами радуги (смотри таблицу внизу страницы).

Информация о цвете размере и форме хвоста девочка получила с помощью глаз.

Глаза - это органы зрения


То, что мы видим глазами, - это зрительная информация.


Когда что-нибудь едим или пьём, мы с помощью языка получаем информацию о вкусе пищи о том, горькая она, соленая или сладкая.


Петуха мы видим слышим - получаем зрительную и звуковую (слуховую) информацию

Соль мы видим, ощущаем кожей рук и воспринимаем на вкус получаем зрительную, осязательную и вкусовую информацию. 


Язык - это орган вкуса.


То, что ощущаем языком, - это вкусовая информация.



Кожей человек ощущает холодный предмет, теплый или горячий, гладкий или шершавый.

Кожа - это орган осязания.

  Слово “осознание” означает “ощущение”.


Холод и тепло можно ощутить только кожей. То, что мы ощущаем кожей, - это осязательная (тактильная) информация

Запах цветов и другие запахи человек воспринимает с помощью носа. “Обонять” значит “ощущать запах”. То, что ощущаем носом, - это обонятельная информация.


Представим новую информацию, полученную нами в этом параграфе, в виде таблицы:


Вид информации

Способ получения информации

Зрительная

Видим с помощью глаз ( форма цвет свет)

Слуховая (звуковая)

Слышим, с помощью ушей (звук)

Вкусовая

Ощущаем с помощью языка (вкус)

Осязательная тактильная

Осязаем, с помощью кожи (ощущение:  тепло, холод, шершавость, влажность)

Обонятельная

Обоняем, с помощью носа (запах)


Органы зрения позволяют человеку взглянуть и мгновенно получить много информации.  Поэтому  люди создают рисунки, схемы и диаграммы.

Допустим, мы хотим сравнить два слова и узнать,  на сколько букв в одном слове больше, чем другом.  Для этого посчитаем, сколько букв в одном слове и сколько в другом.  Затем вычтем меньшее число из большего и получим ответ на наш вопрос.

Более сложным будет сравнение количества гласных или согласных в разных словах. Например, сравним три слова “информация”, “сигнал” и “звук” по числу гласных букв в них, используя для этого столбчатую диаграмму.



Диаграмма - это зрительная, наглядная информация.  Она  позволяет быстро увидеть различия при сравнении.  Но диаграмма не помогает, например, сравнивать слова по смыслу. 


 Диаграмма наглядно представляет то, что можно посчитать:  количество предметов, слов, букв, картинок, чисел, ответов и так далее. 


Как строить диаграммы, мы изучаем на уроках математики. А как их использовать - этому учит информатика.


ВЫПОЛНИ


 План  или программа  твоих действий

  1.  Продолжи устно ряд слов: холодный тёплый, …. .

  2.  Назови орган чувств, с помощью которого люди воспринимают сигналы, обозначаемые этими словами.

  3.  Назови вид информации, к которому относятся эти слова.

  4.  Продолжи устно ряд слов: сладкий, кислый, … .

  5.  Придумай вопрос к этим словам на тему урока.

  6.  Назови ещё три слова, которые имеют отношение к зрительной информации:

  1.  красный, 2) блестит, 3) … , 4) … , 5) … .

  7.  Назови три слова, которые имеют отношение к звуковой информации.

  8.  По пунктам 6 и 7 плана действий построена диаграмма.  Прочитай диаграмму и скажи, что обозначает правый столбик диаграммы и что - левый.

                                                                                                              


ГЛАВНОЕ

  • Информация бывает разных видов.

  • По способу восприятия она может быть зрительной, слуховой (звуковой), вкусовой, обонятельной и осязательной(тактильной), в зависимости от того, с помощью какого органа чувств она получена.


ЗНАТЬ

  1. Шум листвы, звучание музыкального произведения - это какая информация? Приведи еще один пример информации этого вида.

  2. С помощью какого органа чувств человек воспринимает тактильную (осязательную) информацию?

  3. Какую информацию мы воспринимаем носом? Приведи пример.

  4. Как принято называть информацию, полученную с помощью языка? Приведи примеры.

  5. Каким органом чувств люди воспринимают тепло и холод? назови его.

  6.   Назови, что при сравнении удобно представлять в виде диаграммы. Приведи примеры.

  7.  Скажи, что нагляднее при сравнении - таблица, диаграмма или числа. Расскажи об этом. 


💻 Перейди по ссылке и выполни задания для закрепления.

Комментарии