п.2 Какая бывает информация
ЦЕЛЬ
Понять, что информация бывает разных видов.
Научиться определять и называть вид информации по способу восприятия её человека сравнивать виды информации между собой с помощью таблицы.
ПОНЯТЬ
Информация бывает разная. Рассмотрим это на примерах.
Мы живем в мире звуков. Есть ли в городе выйти утром на улицу, закрыть глаза и прислушаться, то можно многое услышать: ветер шелестит листьями деревьев, чирикает воробей, слышен шум проезжающих автомобилей и шаги людей. Такую информацию мы получаем с помощью ушей.
Уши - это орган слуха.
То, что мы слышим ушами, - это слуховая (звуковая) информация.
Рассмотрим пример. У бабушки в деревне Катя увидела удивительную птицу - петуха. Его хвост переливался всеми цветами радуги (смотри таблицу внизу страницы).
Информация о цвете размере и форме хвоста девочка получила с помощью глаз.
Глаза - это органы зрения.
То, что мы видим глазами, - это зрительная информация.
Когда что-нибудь едим или пьём, мы с помощью языка получаем информацию о вкусе пищи о том, горькая она, соленая или сладкая.
Язык - это орган вкуса.
То, что ощущаем языком, - это вкусовая информация.
Кожей человек ощущает холодный предмет, теплый или горячий, гладкий или шершавый.
Кожа - это орган осязания.
Слово “осознание” означает “ощущение”.
Представим новую информацию, полученную нами в этом параграфе, в виде таблицы:
Органы зрения позволяют человеку взглянуть и мгновенно получить много информации. Поэтому люди создают рисунки, схемы и диаграммы.
Допустим, мы хотим сравнить два слова и узнать, на сколько букв в одном слове больше, чем другом. Для этого посчитаем, сколько букв в одном слове и сколько в другом. Затем вычтем меньшее число из большего и получим ответ на наш вопрос.
Более сложным будет сравнение количества гласных или согласных в разных словах. Например, сравним три слова “информация”, “сигнал” и “звук” по числу гласных букв в них, используя для этого столбчатую диаграмму.
Диаграмма - это зрительная, наглядная информация. Она позволяет быстро увидеть различия при сравнении. Но диаграмма не помогает, например, сравнивать слова по смыслу.
Диаграмма наглядно представляет то, что можно посчитать: количество предметов, слов, букв, картинок, чисел, ответов и так далее.
Как строить диаграммы, мы изучаем на уроках математики. А как их использовать - этому учит информатика.
ВЫПОЛНИ
План или программа твоих действий
Продолжи устно ряд слов: холодный тёплый, …. .
Назови орган чувств, с помощью которого люди воспринимают сигналы, обозначаемые этими словами.
Назови вид информации, к которому относятся эти слова.
Продолжи устно ряд слов: сладкий, кислый, … .
Придумай вопрос к этим словам на тему урока.
Назови ещё три слова, которые имеют отношение к зрительной информации:
красный, 2) блестит, 3) … , 4) … , 5) … .
7. Назови три слова, которые имеют отношение к звуковой информации.
8. По пунктам 6 и 7 плана действий построена диаграмма. Прочитай диаграмму и скажи, что обозначает правый столбик диаграммы и что - левый.
ГЛАВНОЕ
Информация бывает разных видов.
По способу восприятия она может быть зрительной, слуховой (звуковой), вкусовой, обонятельной и осязательной(тактильной), в зависимости от того, с помощью какого органа чувств она получена.
ЗНАТЬ
Шум листвы, звучание музыкального произведения - это какая информация? Приведи еще один пример информации этого вида.
С помощью какого органа чувств человек воспринимает тактильную (осязательную) информацию?
Какую информацию мы воспринимаем носом? Приведи пример.
Как принято называть информацию, полученную с помощью языка? Приведи примеры.
Каким органом чувств люди воспринимают тепло и холод? назови его.
Назови, что при сравнении удобно представлять в виде диаграммы. Приведи примеры.
Скажи, что нагляднее при сравнении - таблица, диаграмма или числа. Расскажи об этом.
Комментарии
Отправить комментарий