п.8 Письменные источники информации



ЦЕЛЬ


Понять, что письменные источники хранят закодированную информацию - данные.

Научиться пользоваться письменными источниками информации, анализировать и сравнивать их между собой.




ПОНЯТЬ 

Любой предмет окружающего нас мира является источником информации. Среди всех источников информации есть такие, которые несут человеку информацию о себе: о своей форме, цвете, размере и другом. Есть источники информации, которые несут информацию не только о себе, но и о других предметах и явлениях. Это, например, книги. 

Книга может быть новая или старая, толстая или тонкая, в бумажном или кожаном переплете, с картинками или без картинок, с цветными картинками или чёрно-белыми. Это информация о самой книге, которую мы получаем с помощью глаз. 

В разных на вид книгах может быть закодировано одна и та же информация. Например, одна и та же сказка "Морозко" или "Колобок". 

В древности книги выглядели иначе, чем сейчас. Они были не похожи на современные книги. Это были папирусные свитки. Они впервые появились в Древнем Египте. Египтяне научились делать длинные листы для письма из стеблей папируса. Эти листы напоминали бумажные листы и назывались "папирус". 



Кодирование информации на папирусе

в Древнем Египте 


Информацию на папирусе египтяне кодировали с помощью иероглифов и рисунков. Иероглифы они располагали не в строчку, как мы пишем сейчас, а вертикальными столбиками.           Потом лист сворачивали текстом внутрь в свиток.

Свёрнутый в свиток лист назвали книгой. В Древней Греции тоже писали на папирусе но текстовые строчки располагали не вертикально, как в Египте, а горизонтально. В Греции свиток называли “библия”, что в переводе означает “книга”.



Книга (“библия”) на папирусе

в Древней Греции 


Книги - это письменные источники информации о природе, о людях и событиях и о многом другом.


На Руси письменные источники информации представляли собой сначала свитки. Потом появились книги, похожие на современные. 


Свитки и страницы книг на Руси делали из пергамента. Писали гусиными перьями. Слова располагали в строчку и не разделяли между собой пробелами (интервалами). Это затрудняло понимание написанного текста. Поэтому между словами стали впоследствии делать пробел.


Письменными источниками информации можно назвать любые записи на любом носителе.


В настоящее время письменным источникам информации можно отнести запись на дисках. Особенность этих источников информации в том, что в записи нельзя прочитать без компьютера. К письменным источникам информации относятся также электронные книги. Электронная книга - это устройство, предназначено для хранения информации чтения. 


ВЫПОЛНИ

План или программа твоих действий  

  1. На рисунке - электронная книга. 


  2. Чем, по-твоему, отличается электронная книга от обычной бумажной книги?

  3. Подумай и расскажи, что есть общего между всеми существующими книгами - древними и современными, бумажными и электронными.

  4. Какое достоинство есть у электронной книги? А что можно назвать недостатком электронной книги? 

  5. По-твоему, можно ли электронную книгу назвать письменным источником информации? Поясни почему. 

  6. Рассмотри диаграмму, в которой сравниваются четыре бумажные книги. Расскажи об этих книгах, что можешь. 


  7. Что, по-твоему, кроме страниц можно посчитать в книге? 


ГЛАВНОЕ  

  • Книги, записки, письма, телеграммы, открытки, дневники - всё это письменные источники информации. 

  • Электронную книгу можно тоже отнести к письменным источникам информации. 


ЗНАТЬ  

  1. Какие бывают письменные источники информации? 

  2. Какой источник информации придумали в Древнем Египте? 

  3. Чем древнеегипетские книги отличаются от современных? 

  4. Как ты думаешь, что произойдёт, если в книгах не будут пронумерованы страницы? 

  5. Книги какого вида появились настоящее время? 

  6. Что можно рассказать о книге с помощью диаграммы? 

  7. Как можно сравнить между собой две страницы учебника? Расскажи на примере сравнения страниц 64 и 65. 


💻 Перейди по ссылке и выполни задания для закрепления.

Комментарии