Рабочая программа

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа №6 г. Юрги»

 

 

«Рассмотрено»

на заседании м/о

Протокол  №_____

от  «___»________20____г.

Руководитель  м/о _______/________________/

 

 

 

 

«Согласовано»

на заседании

научно-методического совета

Протокол  № ______

от  «___»________20____г.

Председатель ________/________________/

 

 

 

«Утверждено»

на заседании

педагогического совета

Протокол № _____

от  «___»________20____г.

Директор школы

___________/Т.З.Абоносимова/

Приказ № ______

от  «___»________20____г.

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

учебного предмета

«Информатика и ИКТ»

2-4 класс

базовый уровень

2021-2022 учебный год

 

 

 

 

Составитель:

Акулова И.А.

учитель информатики

 

 

 

 

 

 

 

г. Юрга, 2021 г.

 


I раздел

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика»    

 

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки  и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеурочной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету Информатика должны отражать:

     овладение основами логического и алгоритмического мышления, записи и выполнения алгоритмов;

     умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;

      приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Непрерывность обучения информатике со 2 по 11 класс — это необходимый шаг в развитии общего образования.

Данный курс информатики в начальной школе рассчитан на широкое применение в любых образовательных учебных заведениях и рассчитан на обучение с применением компьютера.

Компьютер, как правило, используется учителем в качестве электронной доски во время обсуждения нового материала. Кроме того, он применяется при организации обучающих игр, эстафет с использованием компьютера (здесь достаточно одного или двух компьютеров в классе, урок ведет учитель начальных классов), а также для организации индивидуального обучения и для поощ­рения.                Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на Других уроках, в частности на уроках математики, русского язы­ка, природоведения. Происходит развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих других.

Знания, умения и навыки по информатике оцениваются разными способами. Так, требования «понимать» и «знать» оцениваются обычно в ходе устного опроса и с помощью тестирования. Требова­ния «уметь» — посредством выполнения упражнений в рабочей тетради и их электронном варианте. В процессе компьютерного практикума вырабатываются навыки владения компьютером, умение выполнять простейшие операции с файлами и данными.

 

К концу 2 класса

 

Учащиеся должны иметь представление:

-  о понятии «информация»;

-  о многообразии источников информации;

-  о том, как человек воспринимает информацию;

-  о компьютере, как об универсальной машине, предназначенной для обработки информации;

-  о назначении основных устройств компьютера;

-  о понятии «файл»;

-  том, что компьютер обрабатывает информацию по правилам, которые определили люди, а компьютерная программа – набор таких правил;

-  о двоичном кодировании информации.

Учащиеся научатся:

-  исполнять правила поведения в компьютерном классе;

-  называть основные устройства персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память).

-  приводить примеры: источников информации, работы с информацией; технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон), полезной и бесполезной информации;

-  запускать программы с рабочего стола;

-  выбирать нужные пункты меню с помощью мыши;

-  пользоваться клавишами со стрелками, клавишей Enter, вводить с клавиатуры числа.

 

Учащиеся получат возможность научиться:

-  создавать текстовые электронные документы (файлы);

-  создавать графические электронные документы (файлы);

-  находить электронный документ (файл).

 

К концу 3 класса

 

Учащиеся должны иметь представление:

-  об объектах, их свойствах и именах;

-  об элементном составе объектов, о функциях объектов;

-  об отношении объектов;

-  о программе как наборе инструкций, необходимых для работы компьютера;

-  о файловой системе;

-  о компьютерных сетях.

 

Учащиеся научатся:

-  осознанно применять правила пользования различными носителями информации коллективного пользования.

-  фиксировать собранную информацию;

-  находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем;

-  приводить примеры объектов и их свойств;

-  находить и конструировать объект с заданными свойствами;

-      выделять свойства, общие для различных объектов;

 

Учащиеся получат возможность научиться:

-  находить и конструировать объект с заданными свойствами;

-  объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств.

-  определять вид компьютерной сети.

 

К концу 4 класса

 

Учащиеся должны иметь представление:

-  о достоверности информации;

-  о ценности информации для решения поставленной задачи;

-  о направлениях использования компьютеров;

-  о текстовой и графической моделях объектов;

-  об алгоритмах и их видах.

 

Учащиеся научатся:

-  приводить примеры информации разных видов и называть технические средства для работы с информацией каждого вида;

-  создавать небольшой графический или текстовый документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог;

-  запускать программы из меню Пуск;

-  записать файл в личную папку с помощью учителя;

-  приводить примеры использования компьютера для решения различных задач;

-  создавать текстовые и графические модели объекта.

 

Учащиеся получат возможность научиться:

-  создавать графический или текстовый документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог;

-  записать файл в личную папку;

-  использовать компьютер для решения различных задач;

-  составлять  и  исполнять  алгоритмы,  содержащие  линейные,  разветвляющиеся  алгоритмические  конструкции,  для  знакомых  формальных исполнителей;

-  определять истинность простых высказываний, записанных повествовательным предложением русского языка.

-  приводить примеры действий объектов указанного класса.

Рабочая программа учебного предмета «Информатика»  составлена на основе программы  «Информатика. Программа для начальной школы : 2-4 классы /  Н. В. Матвеева, М.С. Цветкова. – 2-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 133 с. : ил. – (Программы и планирование).

Изучение предмета проходит за счёт компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.

 

2 раздел. Содержание учебного предмета.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ 2 КЛАССА (34 часа)

 

Информатика во втором классе – это предварительный курс, знакомство с предметом. Изучение информатики во втором классе должно подготовить детей к восприятию учебного материала в третьем и четвертом классе на уровне понимания языка информатики и осуществления осознанных действий с информацией и данными, в том числе с помощью компьютера.

Изучение информатики во втором классе позволит детям:

1. Получить и уточнить предварительные представления о значении некоторых важных терминов информатики на основе активизации их личного опыта информационной деятельности, получить первичные представления об информационной картине мира;

2. Научиться видеть определенные объекты информатики (например, источники информации и данных, приемники информации и данных и др.) в разных жизненных ситуациях.

3. Приводить примеры использования информации в жизни человека, прежде всего из собственного опыта и собственной жизни.

4. Активно использовать термины информатики в устной и письменной речи, то есть научиться применять язык информатики на практике.

5. Научиться использовать компьютер на уровне начального пользователя, а именно: правильно сидеть за компьютером, включать и выключать его, понимать смысл и значение экранных объектов (меню, виртуальных кнопок, курсора и пр.), запускать нужные программы, пользоваться мышью для управления экранными объектами, набирать тексты с клавиатуры и т.д.

 

Глава 1. Виды информации, человек и компьютер / 7 час

Человек и информация: мы живем в мире информации; информацию человек воспринимает с помощью органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа).

Какая бывает информация: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная; примеры.

Источники информации: природные источники информации (солнце, человек, петух, хлеб и т. д.) и искусственные источники информации (колотушка сторожка и пр.)

Приёмники информации: люди и животные - приемники различных видов информации (на примерах).

Компьютер и его части: человек создал для себя разные инструменты: орудия труда, музыкальные инструменты, а также компьютер как помощник при работе информацией, например, с текстовой и графической. Компьютер состоит из основных частей: системного блока, монитора, мыши, клавиатуры. Дополнительные устройства компьютера: колонки, принтер, модем, факс, сканер.

 

Глава 2. Кодирование информации / 7 час

Носители информации: звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу, электронные носители, любые предметы (на примерах).

Кодирование информации: звуковое кодирование; рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы.

Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы.

Языки людей и языки программирования: греческий и латинский алфавиты как основа алфавитного письма. Английский алфавит и славянская азбука: происхождение и использование. Люди разговаривают на естественном языке; современный человек создал искусственные (формальные) языки, построенные на строгих правилах; компьютерный алфавит.

 

Глава 3. Информация и данные /8 час

Текстовые данные: древние тексты, современные тексты (на примерах).

Графические данные: картинки, рисунки, фотографии, и т.д.

Числовая информация: способы счета предметов и древности, человек и информация - это форма представления информации и способ кодирования информации.

Десятичное кодирование: количество предметов, их порядковые номера, даты. Значение числа.

Двоичное кодирование: звуковое двоичное кодирование информации; письменное двоичное кодирование.

Числовые данные: число несет в себе информацию о размере предметов, о расстоянии, о времени, дате; с помощью чисел можно закодировать текстовую информацию.

 

Глава 4. Документ и способы его создания/ 7 часов

Документ и его создание: что такое документ. Наскальные рисунки, записи на пергаменте, папирусе, берёсте. Ручное письмо, первые печатные станки, печатные машинки, компьютер. 

Электронный документ и файл: Виды электронных документов (текстовый файл, графический файл, звуковой файл). Компьютер как средство создания документов. Устройства, с помощью которых можно создавать электронные документы (фотоаппарат, видеокамера, клавиатура,  сканер). Что такое файл. Имя файла, расширение. Какие символы нельзя использовать в имени файла (/ \ | @ < > + = ? ! & * $ % : .).

Поиск документа: поиск документа в библиотеке, на компьютере, в сети Интренет. Поиск по ключевым словам (фамилии автора, названию произведения), по дате создания. Поиск по маске.

Создание текстового документа: слово - это цепочка букв, имеющая смысл; влияние знаков препинания на смысл текста; замена буквы в слове и смысл слова; шрифт.

Создание графического документа: работа в графическом редакторе Paint..

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ   «ИНФОРМАТИКА»   ДЛЯ 3   КЛАССА    (34 часа)

 

Глава 1. Информация, человек и компьютер /6 часов

Человек и информация. Источники и приемники информации.  Носители информации.  Компьютер.

 

Глава 2. Действия с информацией /9 часов

Получение информации.  Представление информации. Кодирование информации. Кодирование и шифрование данных. Обработка информации.

 

Глава 3. Мир объектов /9 часов

Объект, его имя объекта и свойства. Функции объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Элементный состав объекта. Документ и данные об объекте.                                

 

Глава 4. Компьютер, системы и сети /7 часов

Компьютер – это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы.

Повторение 3 часа.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ     «ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ 4  КЛАССА   (34 часа)

 

Глава 1. Повторение / 7 ч

Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система.

 

Глава 2. Суждение,  умозаключение, понятие / 9 ч

Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение.

 

Глава 3. Мир моделей / 8 ч

Модель объекта. Текстовая и графическая модели.

Алгоритм как модель действий: понятие алгоритма. Зачем люди составляют и исполняют алгоритмы.

Формы записи алгоритмов: текстовые, графические.  Виды алгоритмов (линейные, ветвления).

Исполнитель алгоритма: кто может быть исполнителем алгоритма. Что является системой команд исполнителя.

Компьютер как исполнитель: чем отличается исполнитель-человек от исполнителя-компьютера. Что такое компьютерная программа.

 

 Глава 4. Управление /7ч

Кто кем и зачем управляет: управление собой и другими людьми.

Управляющий объект и объект управления.

Цели управления.

Управляющее воздействие.

Средство управления.

Результат управления.

Современные средства коммуникации.

 

 

 

 

 


      Раздел 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ планирование

2 класс



Урок

Тема

Параграф

учебника 

Глава 1. Виды информации, человек и компьютер

 

1

Инструктаж по ТБ. Человек и информация

§ 1

2

Какая бывает информация

§ 2

3

Источники информации

§ 3

4

Приемники информации

§ 4

5

Компьютер и его части

§ 5

6

Повторение по Главе 1.  Виды информации, человек и компьютер

 

7

Контрольная работа №1  Виды информации, человек и компьютер

 

Глава 2. Кодирование информации

 

8

Носители информации

§ 6

9

Кодирование информации. Часть 1

§ 7

10

Кодирование информации. Часть 2

§ 7

11

Письменные источники информации

§ 8

12

Языки людей и языки программирования

§ 9

13

Повторение по Главе 2.  Кодирование информации

 

14

Контрольная работа №2 Кодирование информации

 

Глава 3. Информация и данные

 

15

Текстовые данные

§ 10

16

 Графические данные

§ 11

17

Числовая информация

§ 12

18

Десятичное кодирование

§ 13

19

Двоичное кодирование

§ 14

20

Числовые данные

§ 15

21

Повторение по Главе 3. Информация и данные

 

22

Контрольная работа №3  Информация и данные

 

Глава 4. Документ и способы его создания

 

23

Документ и его создание

§ 16

24

Электронный документ и файл

§ 17

25

Поиск документа

§ 18

26

Создание текстового документа

§ 19

27

Создание графического документа

§ 20

28

Повторение по Главе 4. Документ и способы его создания

 

29

Контрольная работа №4 Документ и способы его создания

 

Повторение

 

30

Повторение по Главе 1. Виды информации, человек и компьютер

 

31

Повторение по Главе 2. Кодирование информации

 

32

Повторение по Главе 3. Информация и данные

 

33

Повторение по Главе 4. Документ и способы его создания

 

34

Итоговое повторение

 


Комментарии