Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 г. Юрги»
«Рассмотрено» на заседании м/о Протокол №_____ от «___»________20____г. Руководитель м/о
_______/________________/ |
«Согласовано» на заседании научно-методического совета Протокол № ______ от «___»________20____г. Председатель ________/________________/ |
«Утверждено» на заседании педагогического совета Протокол № _____ от «___»________20____г. Директор школы ___________/Т.З.Абоносимова/ Приказ № ______ от «___»________20____г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Информатика и ИКТ»
2-4 класс
базовый уровень
2021-2022 учебный год
Составитель:
Акулова И.А.
учитель информатики
г. Юрга, 2021
г.
I раздел
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Информатика»
Результаты обучения представлены в
Требованиях к уровню подготовки и
содержат три компонента: знать/понимать
– перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и
навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во
внеурочной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни.
Требования к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
Результаты
освоения основной образовательной программы начального общего образования по
предмету Информатика должны отражать:
–
овладение основами логического и
алгоритмического мышления, записи и выполнения алгоритмов;
–
умение действовать в соответствии с алгоритмом и
строить простейшие алгоритмы;
–
приобретение первоначальных представлений о
компьютерной грамотности.
Непрерывность обучения информатике со 2 по 11 класс — это
необходимый шаг в развитии общего образования.
Данный курс информатики в начальной школе рассчитан на
широкое применение в любых образовательных учебных заведениях и рассчитан на
обучение с применением компьютера.
Компьютер, как правило, используется учителем в качестве
электронной доски во время обсуждения нового материала. Кроме того, он
применяется при организации обучающих игр, эстафет с использованием компьютера
(здесь достаточно одного или двух компьютеров в классе, урок ведет учитель
начальных классов), а также для организации индивидуального обучения и для поощрения. Курс
обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения
происходит обобщение знаний, полученных на Других уроках, в частности на уроках
математики, русского языка, природоведения. Происходит развитие целостной
системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина,
понятие, термин и многих других.
Знания, умения и навыки по информатике оцениваются разными
способами. Так, требования «понимать» и «знать» оцениваются обычно в ходе
устного опроса и с помощью тестирования. Требования «уметь» — посредством
выполнения упражнений в рабочей тетради и их электронном варианте. В процессе
компьютерного практикума вырабатываются навыки владения компьютером, умение
выполнять простейшие операции с файлами и данными.
К концу 2 класса
Учащиеся должны
иметь представление:
- о
понятии «информация»;
- о
многообразии источников информации;
- о
том, как человек воспринимает информацию;
- о
компьютере, как об универсальной машине, предназначенной для обработки информации;
- о
назначении основных устройств компьютера;
- о
понятии «файл»;
- том,
что компьютер обрабатывает информацию по правилам, которые определили люди, а
компьютерная программа – набор таких правил;
- о
двоичном кодировании информации.
Учащиеся
научатся:
- исполнять
правила поведения в компьютерном классе;
- называть
основные устройства персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура,
мышь, память).
- приводить
примеры: источников информации, работы с информацией; технических устройств,
предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер,
магнитофон), полезной и бесполезной информации;
- запускать
программы с рабочего стола;
- выбирать
нужные пункты меню с помощью мыши;
- пользоваться
клавишами со стрелками, клавишей Enter, вводить с клавиатуры числа.
Учащиеся получат
возможность научиться:
- создавать
текстовые электронные документы (файлы);
- создавать
графические электронные документы (файлы);
- находить
электронный документ (файл).
К концу 3 класса
Учащиеся должны
иметь представление:
- об
объектах, их свойствах и именах;
- об
элементном составе объектов, о функциях объектов;
- об
отношении объектов;
- о
программе как наборе инструкций, необходимых для работы компьютера;
- о
файловой системе;
- о
компьютерных сетях.
Учащиеся
научатся:
- осознанно
применять правила пользования различными носителями информации коллективного
пользования.
- фиксировать
собранную информацию;
- находить
нужную информацию в источниках, предложенных учителем;
- приводить
примеры объектов и их свойств;
- находить
и конструировать объект с заданными свойствами;
- выделять
свойства, общие для различных объектов;
Учащиеся получат
возможность научиться:
- находить
и конструировать объект с заданными свойствами;
- объединять
объекты в классы, основываясь на общности их свойств.
- определять
вид компьютерной сети.
К концу 4 класса
Учащиеся должны
иметь представление:
- о
достоверности информации;
- о
ценности информации для решения поставленной задачи;
- о
направлениях использования компьютеров;
- о
текстовой и графической моделях объектов;
- об
алгоритмах и их видах.
Учащиеся
научатся:
- приводить
примеры информации разных видов и называть технические средства для работы с
информацией каждого вида;
- создавать
небольшой графический или текстовый документ с помощью компьютера и записывать
его в виде файла в текущий каталог;
- запускать
программы из меню Пуск;
- записать
файл в личную папку с помощью учителя;
- приводить
примеры использования компьютера для решения различных задач;
- создавать
текстовые и графические модели объекта.
Учащиеся получат
возможность научиться:
- создавать
графический или текстовый документ с помощью компьютера и записывать его в виде
файла в текущий каталог;
- записать
файл в личную папку;
- использовать
компьютер для решения различных задач;
- составлять и
исполнять алгоритмы, содержащие
линейные, разветвляющиеся алгоритмические конструкции,
для знакомых формальных исполнителей;
- определять
истинность простых высказываний, записанных повествовательным предложением
русского языка.
- приводить
примеры действий объектов указанного класса.
Рабочая
программа учебного предмета «Информатика»
составлена на основе программы
«Информатика. Программа для начальной школы : 2-4 классы / Н. В. Матвеева, М.С. Цветкова. – 2-е изд. – М.
: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 133 с. : ил. – (Программы и планирование).
Изучение
предмета проходит за счёт компонента образовательного учреждения. Это позволяет
реализовать непрерывный курс информатики.
2 раздел. Содержание учебного предмета.
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ 2 КЛАССА (34 часа)
Информатика во втором классе – это предварительный
курс, знакомство с предметом. Изучение информатики во втором классе должно
подготовить детей к восприятию учебного материала в третьем и четвертом классе
на уровне понимания языка информатики и осуществления осознанных
действий с информацией и данными, в том числе с помощью компьютера.
Изучение
информатики во втором классе позволит детям:
1.
Получить и уточнить предварительные представления о значении некоторых важных
терминов информатики на основе активизации их личного опыта информационной
деятельности, получить первичные представления об информационной картине мира;
2.
Научиться видеть определенные объекты информатики (например, источники информации
и данных, приемники информации и данных и др.) в разных жизненных ситуациях.
3.
Приводить примеры использования информации в жизни человека, прежде всего из
собственного опыта и собственной жизни.
4.
Активно использовать термины информатики в устной и письменной речи, то есть
научиться применять язык информатики на практике.
5.
Научиться использовать компьютер на уровне начального пользователя, а именно:
правильно сидеть за компьютером, включать и выключать его, понимать смысл и
значение экранных объектов (меню, виртуальных кнопок, курсора и пр.), запускать
нужные программы, пользоваться мышью для управления экранными объектами,
набирать тексты с клавиатуры и т.д.
Глава 1. Виды информации, человек и
компьютер / 7 час
Человек и информация: мы живем в мире
информации; информацию человек воспринимает с помощью органов чувств (глаза,
уши, нос, язык, кожа).
Какая бывает информация: звуковая, зрительная,
вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная; примеры.
Источники информации: природные источники информации
(солнце, человек, петух, хлеб и т. д.) и искусственные источники информации
(колотушка сторожка и пр.)
Приёмники информации: люди и животные -
приемники различных видов информации (на примерах).
Компьютер и его части: человек создал для себя
разные инструменты: орудия труда, музыкальные инструменты, а также компьютер
как помощник при работе информацией, например, с текстовой и графической.
Компьютер состоит из основных частей: системного блока, монитора, мыши,
клавиатуры. Дополнительные устройства компьютера: колонки, принтер, модем,
факс, сканер.
Глава 2. Кодирование
информации / 7 час
Носители информации: звук, бумага, береста,
камень, снег и следы на снегу, электронные носители, любые предметы (на
примерах).
Кодирование информации: звуковое кодирование;
рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы.
Письменные
источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы.
Языки людей и языки программирования: греческий
и латинский алфавиты как основа алфавитного письма. Английский алфавит и славянская азбука: происхождение и использование.
Люди разговаривают на естественном языке; современный человек создал искусственные
(формальные) языки, построенные на строгих правилах; компьютерный алфавит.
Глава 3. Информация
и данные /8 час
Текстовые
данные: древние тексты, современные тексты (на примерах).
Графические данные: картинки, рисунки, фотографии, и т.д.
Числовая информация: способы счета предметов и
древности, человек и информация - это форма представления информации и способ
кодирования информации.
Десятичное кодирование: количество предметов, их порядковые номера, даты. Значение числа.
Двоичное кодирование: звуковое двоичное
кодирование информации; письменное двоичное кодирование.
Числовые данные: число несет в себе информацию
о размере предметов, о расстоянии, о времени, дате; с помощью чисел можно
закодировать текстовую информацию.
Глава 4. Документ
и способы его создания/ 7 часов
Документ и его создание: что такое документ.
Наскальные рисунки, записи на пергаменте, папирусе, берёсте. Ручное письмо,
первые печатные станки, печатные машинки, компьютер.
Электронный документ и файл: Виды электронных
документов (текстовый файл, графический файл, звуковой файл). Компьютер как
средство создания документов. Устройства, с помощью которых можно создавать
электронные документы (фотоаппарат, видеокамера, клавиатура, сканер). Что такое файл. Имя файла,
расширение. Какие символы нельзя использовать в имени файла (/ \ | @ < >
+ = ? ! & * $ % : .).
Поиск документа:
поиск документа в библиотеке, на компьютере, в сети Интренет. Поиск по ключевым
словам (фамилии автора, названию произведения), по дате создания. Поиск по
маске.
Создание
текстового документа: слово - это цепочка букв, имеющая смысл; влияние
знаков препинания на смысл текста; замена буквы в слове и смысл слова; шрифт.
Создание графического
документа: работа в
графическом редакторе Paint..
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ «ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ 3 КЛАССА (34 часа)
Глава
1. Информация, человек и компьютер /6 часов
Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер.
Глава
2. Действия с информацией /9 часов
Получение информации.
Представление
информации. Кодирование информации. Кодирование и шифрование данных. Обработка информации.
Глава
3. Мир объектов /9 часов
Объект, его имя объекта и свойства.
Функции объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Элементный
состав объекта. Документ и данные об объекте.
Глава
4. Компьютер, системы и сети /7 часов
Компьютер – это
система. Системные программы и операционная система. Файловая система.
Компьютерные сети. Информационные системы.
Повторение 3 часа.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
«ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ 4 КЛАССА (34 часа)
Глава
1. Повторение / 7 ч
Человек в мире
информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между
объектами. Компьютер как система.
Глава
2. Суждение, умозаключение, понятие / 9
ч
Мир понятий. Деление понятий. Обобщение
понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и «ложь». Суждение.
Умозаключение.
Глава
3. Мир моделей / 8 ч
Модель объекта. Текстовая и графическая
модели.
Алгоритм
как модель действий: понятие
алгоритма. Зачем люди составляют и исполняют алгоритмы.
Формы
записи алгоритмов: текстовые,
графические. Виды алгоритмов (линейные, ветвления).
Исполнитель
алгоритма: кто может быть
исполнителем алгоритма. Что является системой команд исполнителя.
Компьютер
как исполнитель: чем
отличается исполнитель-человек от исполнителя-компьютера. Что такое
компьютерная программа.
Глава 4. Управление /7ч
Кто кем и зачем управляет: управление собой и другими людьми.
Управляющий объект и объект управления.
Цели управления.
Управляющее воздействие.
Средство управления.
Результат управления.
Современные средства коммуникации.
Раздел 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ
планирование
2 класс |
Урок |
Тема |
Параграф учебника |
Глава 1. Виды информации, человек и
компьютер |
|
|
1 |
Инструктаж по ТБ. Человек и информация |
§ 1 |
2 |
Какая бывает информация |
§ 2 |
3 |
Источники информации |
§ 3 |
4 |
Приемники информации |
§ 4 |
5 |
Компьютер и его части |
§ 5 |
6 |
Повторение по Главе 1.
Виды информации, человек и компьютер |
|
7 |
Контрольная работа №1 Виды информации, человек и компьютер |
|
Глава 2. Кодирование информации |
|
|
8 |
Носители информации |
§ 6 |
9 |
Кодирование информации. Часть 1 |
§ 7 |
10 |
Кодирование информации. Часть 2 |
§ 7 |
11 |
Письменные источники информации |
§ 8 |
12 |
Языки людей и языки программирования |
§ 9 |
13 |
Повторение по Главе 2. Кодирование информации |
|
14 |
Контрольная работа №2 Кодирование
информации |
|
Глава 3. Информация и
данные |
|
|
15 |
Текстовые данные |
§ 10 |
16 |
Графические данные |
§ 11 |
17 |
Числовая информация |
§ 12 |
18 |
Десятичное кодирование |
§ 13 |
19 |
Двоичное кодирование |
§ 14 |
20 |
Числовые данные |
§ 15 |
21 |
Повторение по Главе 3. Информация
и данные |
|
22 |
Контрольная работа №3 Информация и данные |
|
Глава 4. Документ и
способы его создания |
|
|
23 |
Документ и его создание |
§ 16 |
24 |
Электронный документ и файл |
§ 17 |
25 |
Поиск документа |
§ 18 |
26 |
Создание текстового документа |
§ 19 |
27 |
Создание графического документа |
§ 20 |
28 |
Повторение по Главе 4. Документ
и способы его создания |
|
29 |
Контрольная работа №4 Документ
и способы его создания |
|
Повторение |
|
|
30 |
Повторение по Главе 1. Виды информации, человек и компьютер |
|
31 |
Повторение по Главе 2. Кодирование
информации |
|
32 |
Повторение по Главе 3. Информация
и данные |
|
33 |
Повторение по Главе 4. Документ
и способы его создания |
|
34 |
Итоговое повторение |
|
Комментарии
Отправить комментарий