п.7 Кодирование информации
ЦЕЛЬ
Понять, что такое кодирование и как люди кодируют информацию.
Научиться кодировать информацию разными способами, создавать и использовать кодировочные таблицы.
ПОНЯТЬ
Когда мы говорим, это звуковое кодирование информации. Речь человека можно иначе назвать звуковым сообщением. Каждое слово в звуковом сообщение имеет определённое значение, то есть смысл. Слова несут человеку информацию. Если устное сообщения закодировать знаками на носителе информации, например на бумаге, это будет письменное сообщение.
Чтобы создавать письменные сообщения, люди изобрели письменность.
Письменность - это способ закодировать информацию на носителе словами, которые состоят из букв, или числами. Мы узнали на уроках математики о том, что числа состоят из цифр. Цифра - это знак.
Писать слова и числа - значит кодировать информацию с целью её сохранить или передать.
Для каждого звука своей речи люди придумали графическое изображение - знак, который назвали буквой.
Это могло быть и так. Услышал человек звук. Он понял, что жужжит жук, и изобразил что знаком, похожим на жука.
Буква Ж напоминает жука, который жужжит. Слово “жужжит” неслучайно содержит три буквы Ж. При произношении оно запоминает звуки, которые издаёт жук.
Буквы придумали для кодирования звуковой информации, чтобы её было удобно хранить и передавать.
Буквы записали в определённом порядке, и этот список букв назвали алфавитом. Строгий порядок расположения букв в алфавите связывает буквы в систему знаков. Каждый знак занимает определенное место.
Слово “алфавит” придумали в Древней Греции. Оно произошло от названия двух первых букв греческого алфавита: “альфа” и “вита”. На Руси пользовались буквами, которые изображены на рисунке:
От названия первых двух букв славянского алфавита “аз” и “буки” произошло слово “азбука”.
Кодирование информации с помощью букв называется алфавитным письмом.
Буквенное кодирование информации обладает замечательным свойством. Например, в алфавите русского языка всего 33 буквы, но с их помощью можно закодировать любые слова.
Кодирование информации - это её представление на носителе в форме, удобной для хранения и передачи.
Кодировать информацию можно и другими знаками - цифрами. Из цифр можно составить число по специальным правилам. Правила составления чисел из цифр школьники изучают на уроках математики. Числом кодируют количество предметов или порядковый номер предмета в ряду.
Кодировать информацию можно звуками барабана, колокола, горна. В мобильном телефоне вызов разных абонентов можно закодировать разными мелодиями.
Чтобы записать мелодию на бумаге, используют нотное кодирование. Для этого люди придумали упорядоченный набор нотных знаков: систему символов. Каждая нота представляет собой условный графический знак. Ноты располагают на нотоносце. Нотоносец - это пять линий, связанных в скрипичным или басовым ключом. Каждая нота указывает высоту и длительность звука.
Закодированную знаками (буквами, цифрами, нотами и другими) информацию на носителе удобно хранить, передавать и использовать.
Закодировать информацию и сохранить её на носителе можно с помощью рисунка. Рисунки могут быть источниками информации для детей, которые ещё не умеют читать.
В качестве знаков на дорогах, в аэропортах и вокзалах тоже использует рисунки. Закодированная рисунком информация доступна людям, которые говорят на разных языках. Знаки дорожного движения - это рисунки, которые понятны без пояснений.
Люди понимают смысл устных и письменных сообщений, когда знают значение слов. Значения слов можно найти в словаре. Чтобы понять смысл закодированного буквами сообщения, надо уметь читать. Чтобы кодировать сообщения знаками и рисунками, надо уметь писать и рисовать.
На уроках математики мы используем таблицы сложения. Они помогают нам научиться складывать числа. Чтобы было удобно кодировать информацию разными способами, люди научились создавать и использовать кодировочные таблицы. Мы тоже научимся это делать, выполнив следующее задание.
ВЫПОЛНИ
План или программа твоих действий
Создай в рабочей тетради таблицу. Запиши в нее, как показано, буквы русского алфавита. Под каждой буквой поставь ее порядковый номер в алфавите - код буквы. Получится кодировочная таблица.
Примечание: к номерам первых девяти букв алфавита впереди добавляется ноль, чтобы все коды-номера были двузначными.
Придумай слово.
Запиши это слово, но не буквами, а порядковыми номерами - кодами букв, используя кодировочную таблицу.
Расскажи, каким образом закодировано придуманное тобой слово.
Как ты думаешь, сможет ли кто-нибудь прочитать слово, то есть понять, что тобой написано, если нет кодировочной таблицы?
Проанализируй кодировочную таблицу и расскажи, как она устроена: сколько в ней строк, сколько столбцов, чем заполнены ячейки таблицы, все ли ячейки заполнены.
Найди в таблице строки, которые отличаются по смыслу. Подумай и назови каждую из этих строк своим словом или словосочетанием.
Сравни таблицу сложения т кодировочную таблицу. Чем они пох
ГЛАВНОЕ
Звуковое кодирование информации - это устная речь, звуковые сигналы.
С помощью букв алфавита люди письменно кодирует звуковую информацию.
Письменное кодирование информации - это запись сообщения на бумаге или другом носителе знаками: рисунками, буквами, цифрами, нотами и другими знаками.
Закодированную информацию удобно хранить и передавать другим людям.
ЗНАТЬ
Каким замечательным свойством обладают письменной способ кодирования информации?
Какие способы кодирования информации тебе известны? Сравни их.
Как связаны между собой буквы в алфавите?
Можно ли назвать алфавит системой знаков?
Как, по твоему, связаны между собой словарь и алфавит?
Расскажи, что должно быть таблица для кодирования.
Как таблица помогает тебе кодировать? Расскажи об этом.
Таблица сложения помогает себе кодировать или складывать числа?
Комментарии
Отправить комментарий